(15 августа 2016) Второй председатель местной общественной организации «Булгарской общины» Казани Рафис Хакимов дал интервью Порталу «Наш дом — Татарстан».
В 1988 году в Казани появился историко-культурный клуб «Булгар аль-Джадид», который взялся за восстановление истории и культуры булгарского народа. В 1999 году была зарегистрирована общественная организация «Булгарская община» Казани, а по результатам переписи населения 2010 года булгары были выделены в качестве самостоятельной национальности. Об этом рассказывает второй председатель местной общественной организации «Булгарской общины» Казани Рафис Хакимов.
— Скажите, сколько сейчас булгар в Татарстане?
— Поданным последней переписи населения 2010 года — 437 человек.
— Когда вы узнали про свою национальность — булгар?
— Когда я учился в средней школе Сармановского района Татарии, то учительница истории рассказала нам, что татары-монголы и татары-булгары — это не одно и тоже! Булгары — это местные жители на Волге, именно такое у них самоназвание, а татарами в те времена называли пришлых монголов, а потом и татар-монголов. Получается, что именно другие народы стали называть булгар татарами. А из-за неправильного названия нации происходит искажение истории! К такому выводу я пришел, когда тщательно изучал историческую литературу про булгар и татар.
— В советском паспорте у вас была записана национальность — булгар?
— Когда в 1966 году я пошел получать паспорт и согласно своим убеждениям в графе «национальность» написал «булгар», то мою анкету выбросили в окно со словами:»Нет такой национальности!» Но я не сдавался! Пока учился в КХТИ и работал по направлению в Саратове, искал в библиотеках ответ на вопрос: «Когда же булгары превратились в татар?» Но пришел к выводу, что такого момента не было! В итоге в 1994 году на суде я доказал, что моя национальность — булгар. Я принес свидетельство о рождении моего отца, в котором написано, что он родился в деревне Илексас Альметьевского уезда из рода типтаров. А типтары считали себя булгарами. Для доказательства я принес на судебное разбирательство соответствующую литературу.
— Вы хотите сказать, что во времена СССР булгарский вопрос был в информационной блокаде?
— Конечно! Только с началом перестройки булгары оживились и начали о себе заявлять. Объединившись в общественные организации, начали проводить активную работу по возвращению самоназвания «булгар» в качестве национального названия, также стали восстанавливать утраченные традиции, язык, культуру.
— Что именно было сделано?
— В Казани был создан булгарский историко-культурный клуб «Булгар аль-Джадид», который организовал в сентябре 1988 года на центральном стадионе в Казани первый информационный митинг булгарского движения. Участники митинга наперебой говорили о том, что настал момент возрождения и роста национального самосознания, чувства кровной связи с предками и гордости за более чем тысячелетнюю историю и культурные традиции, пришло время вернуть историческое имя «булгары».
2 июля 1989 года в Казани, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького был открыт памятник выдающемуся деятелю национального движения булгар начала XX века Сардару Гайнану Ваисову на месте захоронения.
— Чем в дальнейшем занимался «Булгар аль-Джадид»?
— Кропотливо вел работу по восстановлению истории и культуры булгарского народа. После принятия в 1993 году новой Конституции России многие булгары через суды (в том числе и члены клуба «Булгар аль-Джадид») восстановили самоназвание «булгар» официально в паспортах. Первым из них был приехавший в Татарстан из Азербайджана Хабибрахман Габдрахманов, который был избран председателем созданной в 1995 году булгарской организации.
Через три года правление общины во главе с председателем Хабибрахман абый созвало повторное учредительное собрание для оформления регистрации. Но в день получения первого отказа в регистрации булгарской общины у Хабибрахман абый случился третий инфаркт, и он скончался.
— Вы были рядом с Габдрахмановым?
— О чем речь! Поэтому я и стал следующим руководителем. 10 января 1999 года все же зарегистрировал в Минюсте Татарстана общественную организацию «Булгарская община» Казани, которая сразу же вошла в Ассоциацию национально-культурных общин Татарстана (сейчас это Ассамблея народов Татарстана).
— Какая деятельность стала наиболее актуальной для «Булгарской общины» Казани?
— Члены клуба «Булгар аль-Джадид», а в дальнейшем члены «Булгарской общины» Казани провели огромную работу по изданию книг и газет, связанных с булгарским возрождением. Прекрасное булгарское поэтическое произведение «Шан кызы дастаны», которое включает в себя бесценные сообщения об обычаях, традициях и религиозных убеждениях ранних булгар, увидело свет в 1991 году в Турции.
Книга «Джагфар тарихы» в 3-х томах была издана в Оренбурге; «Дети Атлантиды» — в Бугульме; «Родиноведение» — в Казани; «Булгарский вопрос» — в Оренбурге; «Болгар тарихы» — в Казани; «Болгар тарихына саяхат» — в Казани; «Нариман тарихы» — в Софии; «Васыл Куш» — в Уфе; «Чулман Толгау» — в Софии; «Русско-булгарский словарь» — в Будапеште. Увидели свет четыре номера газеты «Болгар иле» в Оренбурге и два номера газеты «Булгар аль-Джадид» в Казани.
— Что еще было на повестке дня?
— 9 октября 1999 года была проведена научно-практическая конференция «Этническая и государственная история булгарского народа». В 2008 году увидела свет книга «Шан кызы дастаны» на родном языке в переводе Ахмат абый Гаделя.
В результате огромной работы общины и других булгарских организаций впервые в новейшей истории России, во время переписи населения 2010 года булгары были включены в список народов России.
В 2012 году булгары отметили 1130-летие произведения «Шан кызы дастаны», которое за последние годы было издано Министерством культуры Турции на русском и турецком языках. Потом оно издавалось на Украине на украинском языке и в Болгарии на болгарском языке.
Фарида СУЛЕЙМАНОВА,
Информационный Центр ДДнТ