(15 января 2016) Империя гуннов, которая заставила дрожать почти всю Европу более 1600 лет тому назад, рухнула в 453 году. Начали образовываться новые союзы племен и государств, среди которых объединение древних болгар, прибывших в Восточную Европу из Центральной Азии.
Союз болгарских племен во главе с Органой (известного также как Моходу-хан) в начале 30-х годов VII века превратился в полуфеодальное государство под названием «Великая Болгария», правителем которого стал племянник Органы Кубрат-хан.
Великая Болгария распалась в 650-х годах после смерти Кубрата, часть булгарских племен ушла в другие места, часть осталась на своей земле. Центральное племя во главе с Испериком (Аспарух), младшим сыном хана, направилась к берегам Дуная и, образовав там союз с южнославянскими племенами, создало новое болгарское царство на западе — Дунайскую Болгарию. Болгарские ханы правили этой страной около 200 лет, но с середины IX века там усилилась славянизация и началась христианизация всего населения. Бывшие тюркоязычные болгары были постепенно ассимилированы славянами, но оставили свое имя «болгары».
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях, подчинившись усилившимся на востоке хазарам. С этими болгарами, известными в истории под названием «черные болгары», язык которых со временем был ассимилирован кипчакским, связывают современных балкар и карачаевцев (карачалы, т.е. черноликие). Третья часть болгар и родственных им племен переселилась в Среднее Поволжье. Однако, это событие произошло не сразу после смерти Кубрата, как ошибочно думают некоторые, а позднее, в конце VIII в. Там, на юге они подчинились хазарам и вместе с ними, а также с северными, тюркизированными аланами составили знаменитый каганат, и только потом, спустя более ста лет, пошли на север, в наши края.
Войдя здесь в тесный политический и этнокультурный контакт с местными финноугорскими и, особенно с доболгарскими тюркоязычными племенами (последние появились на Волге в период Великого переселения народов в IV в веке), на рубеже IХ-X вв. болгары создали новое, уже третье государство – Волжскую Болгарию. Необходимо сказать, что с целью отличия от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через «у» в форме «булгары».
Волжская Булгария была раннефеодальным государством. С 20-30 годов X века ее население постепенно переходит к оседлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города – Булгар и Сувар, в которых налаживается чеканка собственных монет. Чуть позднее возникают и новые города: Буляр (современному читателю больше известен как «Биляр» в поздней русской транскрипции), Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк (Торческ), Тухчин и другие большие и малые города, исторические названия которых не дошли до нас.
Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама, что произошло в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века. Имеются также ценные сочинения представителей классической школы арабской географии Х века, например, ал-Балхи, ал-Масуди, ал-Истах-ри, Ибн-Хаукаля, ал-Мукадасси, широко известное персидское сочинение «Границы мира» того же Х в., работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которые включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Булгарии с древнерусским государством.
К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.
Основу хозяйства Волжской Булгарии составляло земледелие при подсобном скотоводстве, были развиты строительное дело и ремесла – металлообработка, изготовление ювелирных изделий, гончарное производство, костяной промысел и т.д. Особое внимание уделялось строительству городов, а также феодальных замков, военных крепостей и фортификационных сооружений на пограничных зонах, военных и торговых путях. География экономических, торговых связей Волжской Булгарии была достаточно обширной, а ее столица со своим Ага-Базаром на Волге являлась заметным центром транзитной торговли между восточными и западными странами и народами.
Внешнеполитические связи Волжской Булгарии наиболее ярко выражены во взаимоотношениях с Русью, вначале с Киевской, а затем с Северо — Восточной с центром на Верхней Волге. Если отношения с первой из них были, в основном, добрососедские, то с другой — натянутые. Однако с монгольским завоеванием Восточной Европы, начавшимся в 1236 году, картина политической жизни сильно меняется. В том же году была порабощена Волжская Булгария, а в 1238-1240-х годах — Русь, подчинившаяся Золотой Орде, образованной в 1243 году. Булгария непосредственно вошла в состав Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование как самостоятельное государство.
Начинается совершенно новая жизнь города Булгара. Залечив свои раны, полученные в результате завоеваний армии Батухана (Батыя), он отстраивается почти заново, становится первым центром чеканки монет монгольских ханов, когда у Золотой Орды еще не было собственных городов. Сохранились сведения о том, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Булгаре. В средневековой арабо-персидской исторической и географической литературе Булгар фигурирует как один из известнейших городов Улуса Джучи — Золотой Орды.
В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии, ее принесли из Центральной Азии тюркоязычные татары, которых было несравнимо больше, чем монголов в Золотой Орде; начинается применение огнестрельного оружия — сообщения об этом сохранились в русских летописях при описании похода князей на Булгар в 1370-х годах; появляется совершенно новый — золото-ордынский тип изразцовой художественной керамики с подглазурными тонкими узорами; крупнейшим достижением золотоордынской, в том числе и булгарской монументальной архитектуры, является применение полихромной мозаики и майолики. Появляется целый ряд других нововведений в материальной культуре города Булгара. В период могущества Золотой Орды и расцвета золотоордынской культуры в XIV веке, особенно к концу этого столетия, становится другим этнический облик города и всей бывшей булгарской земли. Булгарский язык, как и языки других домонгольских племен и народностей ассимилируется кипчако-татарским.
Этот этнос к концу XIV века в исторических источниках фигурирует уже как татарский, да и сама булгарская земля начинает называться татарской. В тоже время надо отдать должное тому, что Булгар, в свою очередь, внес значительный вклад в исламизацию Золотой Орды как бывший мусульманский центр Поволжья. Булгар наряду с некоторыми другими домомгольскими земледельческими районами и очагами городской культуры играл определенную роль в развитии земледельческого уклада жизни и городской цивилизации Улуса Джучи.
Все, что осталось от того золотоордынского Булгара к сегодняшнему дню (от домонгольской эпохи, помимо нижнего культурного слоя, местами, к сожалению, не осталось каких-либо наземных сооружений), насчитывает всего семь – восемь исторических памятников. Прошедшие консервацию и отреставрированные развалины Соборной мечети, овеянная легендами Черная палата, «потерявший» свою мечеть одинокий минарет, три дюрьбе-мавзолея, нижняя часть Белой палаты, бывшей когда-то общественной баней, едва уцелевшие основания Малого городка на отшибе – все что осталось от былого величия одного из центров городской культуры Улуса Джучи. К этой же эпохе относятся несколько десятков каменных стел с надписями и их обломки, семиверстные земляные валы – жалкие остатки некогда мощных оборонительных укреплений с воротами и боевыми башнями, окружавших Великий Булгар.
ссылка: http://bolgar.info